На этой странице мы регулярно публикуем статьи по вопросам и проблемам в области государственных закупок и коммерческих тендеров.
Чтобы быть в курсе — подписываемся на обновления блога по почте.
Государственные закупки. Основные понятия, термины и определения
Государство является крупнейшим заказчиком на выполнение работ, оказание услуг и покупателем товаров. Все что мы видим вокруг – дороги общего пользования, школы и детские сады, больницы и поликлиники, культурно-досуговые центры и т.д., строятся...
Государственные закупки. Основные понятия, термины и определения
Государство является крупнейшим заказчиком на выполнение работ, оказание услуг и покупателем товаров. Все что мы видим вокруг – дороги общего пользования, школы и детские сады, больницы и поликлиники, культурно-досуговые центры и т.д., строятся за государственные (бюджетные деньги). Так же за бюджетные деньги государство закупает медицинское оборудование, мебель в школы и больницы, медицинские препараты и т.д. Все нужды и потребности для удовлетворения которых государство закупает товары, работы и услуги в терминологии законодательства, регламентирующего порядок осуществления таких закупок, называются государственными нуждами.
Муниципалитеты по законодательству Российской федерации обособлены от государственной власти . В силу того, что муниципалитеты еще и наделены своей собственной компетенцией, такой как обеспечение благоустройства, решение части вопросов здравоохранения и образования, организация газо- и теплоснабжения и д.р., но они так же производят закупки товаров, работ и услуг, необходимых для удовлетворения соответствующих муниципальных нужд.
Для заказчика наличие конкуренции между компаниями, осуществляющими один и тот же вид деятельности, является гарантией получения заказчиком справедливой (минимальной) цены на интересующий его товар, работы или услуги. Но в нашем случае Заказчик это – Государство, а бюджетные деньги - это деньги налогоплательщиков, в том числе и граждан, т.е наши с вами. Для каждого сознательного гражданина и для общества в целом важно, чтобы бюджетные деньги расходовались эффективно, а это означает, чтобы закупки товаров работ и услуг для государственных нужд, производимые за бюджетные деньги, осуществлялись по справедливой минимальной цене.
Закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляются государственными и (или) муниципальными заказчиками в порядке, установленном, нормативными актами принятыми с целью обеспечения конкуренции компаний при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд:
- Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013;
- Постановлением Правительства РФ № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" от 01.07.2016.
Не все из законов в области закупок регулируют закупки для удовлетворения государственных нужд, скажем так, в чистом виде. Не смотря на то, что предпринимательство в Российской Федерации достаточно развито, есть целый ряд специфических областей. Есть целые отрасли, такие как космическая, судостроительная, газодобывающая и др., в которых по объективным причинам конкуренции по-прежнему нет.Соответственно по таким товарам, работам, услугам не существует сложившегося конкурентного рынка предложений от поставщиков, подрядчиков, исполнителей. В таких отраслях государство берет на себя вопросы создания компаний выполняющих работы, услуги или производящих товары в которых экономика государства испытывает потребность. Это всем известные госкомпании, компании с госучастием и госкорпорации.
Коммерческие тендеры - конкурентные закупки товаров, работ, услуг осуществляющиеся для удовлетворения потребностей указанной выше категории юридических лиц с соблюдением требований Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011, а также для удовлетворения потребностей всех других юридических лиц, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг с соблюдением требований, установленных так же в других федеральных законах Российской Федерации.
Законодательство, устанавливающее порядок осуществления закупок для государственных нужд, весьма обширно и обладает достаточно выраженной спецификой, требующей наличия особых знаний и опыта применения его норм на практике. Накал конкурентной борьбы между участниками в ходе тендерных процедур по отдельным закупкам достигает такой степени, что порой даже по честно выигранному тендеру приходится еще ждать, когда все недовольные проигрышем компании закончат свои действия по обжалованию его результатов в ФАС и (или) в суде.
Аукционы и конкурсы - основные способы определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей по контрактам при проведении государственных закупок
Закон № 44-ФЗ устанавливает следующие виды конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении закупок для государственных и (или) муниципальных нужд...
Аукционы и конкурсы - основные способы определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей по контрактам при проведении государственных закупок
Закон № 44-ФЗ устанавливает следующие виды конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении закупок для государственных и (или) муниципальных нужд:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
- запрос котировок, запрос предложений.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Отличие конкурса от аукциона состоит в том, что при проведении конкурса помимо цены контракта, заказчиком в качестве критериев признания участника победителем в закупке, могут быть так же установлены и другие требования такие как наличие опыта исполнения аналогичных государственных контрактов, наличие в штате компании необходимых специалистов соответствующей квалификации и т.п.
Требование о проведении закупки в электронной форме. Что бы это значило в принципе и что означает для участников закупок в частности?
Закон № 44-ФЗ устанавливает обязательное требование о проведении в электронной форме открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений...
Требование о проведении закупки в электронной форме. Что бы это значило в принципе и что означает для участников закупок в частности?
Закон № 44-ФЗ устанавливает обязательное требование о проведении в электронной форме:
- открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений (далее также - электронные процедуры);
- а также в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона № 44-ФЗ, закрытых конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов, закрытых аукционов (далее также - закрытые электронные процедуры).
На сегодняшний день в соответствии с требованием закона, подавляющее большинство закупок для государственных и муниципальных нужд проводятся в электронной форме.
Подача от участника закупки оператору ЭТП заявки на участие в закупке является по смыслу Федерального закона № 44-ФЗ обменом информацией. В соответствии с ч.5 ст.24.1 Федерального закона № 44-ФЗ обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, и проведением электронных процедур, между участником закупки и оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах составляются участниками закупок по типовым формам утвержденным Правительством РФ и подаются в форме электронных документов. Так же законом жестко определено, что электронные документы участника закупки должны быть подписаны при этом усиленной электронной подписью (ЭЦП) лица, имеющего право действовать от имени участника закупки.
Наличие у Вас ЭЦП правильно оформленной, на лицо надлежащим образом уполномоченное действовать от имени Вашей компании, с подходящей областью применения Сертификата ЭЦП, является непреодолимым условием для участия Вашей компании в государственных закупках.
Время, немаловажный фактор при регистрации участников закупок в Единой информационной системе и аккредитации на электронных площадках.
С целью обеспечить объективность и беспристрастность при проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений в электронной форме, полномочия по осуществлению процедур по определению победителей в закупках...
Время, немаловажный фактор при регистрации участников закупок в Единой информационной системе и аккредитации на электронных площадках.
С целью обеспечить объективность и беспристрастность при проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений в электронной форме, полномочия по осуществлению процедур по определению победителей в закупках в Федеральном законе № 44-ФЗ отданы электронным торговым площадкам (ЭТП).
Проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур обеспечивается на электронной торговой площадке оператором электронной торговой площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки.
Необходимо помнить что до участия в закупке Вам всегда необходимо время на прохождение процедур регистрации Вашей компании в ЕИС и аккредитации на ЭТП.
Федеральный закон № 44-ФЗ обязал не только всех заказчиков регистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) и размещать там информацию обо всех закупках, участники закупок так же в обязательном порядке обязаны в электронной форме проходить регистрацию в ЕИС. Порядок регистрации участников закупок в ЕИС устанавливается в Постановлении Правительства РФ № от 30.12.2018 № 1752. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в Единый реестр участников закупок. Регистрация в ЕИС осуществляется после внесения документов об участнике закупки в реестр участников.
По закону аккредитация участников закупок на Электронных торговых площадках (ЭТП) осуществляется операторами электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой. Но необходимо помнить что ПП № 1752 содержит в себе так же и основания для "неразмещения документов и сведений об участнике закупки в реестре участников" по целому ряду оснований связанных с нарушение установленных процедур подачи необходимых для этого документов.
И соответственно необходимо помнить, что на практике срок который может занять регистрация Вашей компании в ЕИС и аккредитация на ЭТП, может составлять до 10 дней. Если по интересующей Вас закупке срок на подачу заявок остается менее 10 дней, при этом Ваша компания не аккредитована на соответствующей ЭТП и тем более если не зарегистрирована в ЕИС, у Вас уже есть существенный риск не успеть подать заявку на участие в данной закупке.
Поиск и подбор актуальных закупок - важнейшая составляющая работы по подготовке к участию в закупках.
Для обеспечения информационной открытости в сфере государственных закупок, в соответствии с требованием Федерального закона № 44-ФЗ, создана и функционирует Единая информационная система - электронная площадка zakupki.gov.ru...
Поиск и подбор актуальных закупок - важнейшая составляющая работы по подготовке к участию в закупках.
С целью обеспечения информационной открытости в сфере государственных закупок, в соответствии с требованием Федерального закона № 44-ФЗ создана и функционирует Единая информационная система - электронная площадка zakupki.gov.ru (далее – «ЕИС»). Все государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать на ней информацию о проведении закупок. Поиск закупок осуществляется через интерфейс поиска размещенный на соответствующей странице сайта ЕИС в сети интернет.
Основными критериями поиска закупок в ЕИС являются: виды закупок (по 44-ФЗ, 223-ФЗ и т.п.), виды товаров, работ, услуг поставка, выполнение и оказание которых являются предметом актуальных для Вас закупок. Так же в поиске на сайте ЕИС предусмотрена возможность диференциации результатов поиска по территориям субьектов РФ и соответствующим заказчикам.
Из закупок подобранных в результате поиска, осуществляется отбор закупок подходящих для участия. Отбор подходящих Вам закупок осуществляется по результатам первичного анализа предмета соответствующих закупок, таких как начальная максимальная цена контракта, условия предстоящего исполнения контракта, наличие и достаточность у Вашей компании финансовых ресурсов для исполнения контракта. Рекомендуется в том числе сразу проанализировать заявленные заказчиком в документации о закупке условия обеспечения исполнения контракта победителем. В том числе рекомендуется оценить возможности Вашей компании в данной части, исходя из расчета максимального размера банковской гарантии, на получение которой в банке может претендовать на текущий момент Ваша компания, а так же исходя из финансового положения компании и наличия у нее опыта исполнения государственных контрактов.
Уже на стадии первоначального подбора актуальных закупок необходимо помнить о том, что в случае если Вы не сможете предоставить заказчику банковскую гарантию, с вашей компанией не будет подписан контракт и компания будет признана уклонившейся от заключения государственного контракта. А в том случае если ваша компания не сможет в установленный контрактом срок исполнить свои обязательства, к примеру по причине нехватки финансов на исполнение, так же как и в случае с непредоставлением банковской гарантии на обеспечение исполнения, последствие будет одно - внесение сведений о Вашей компании в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и о дальнейшем участии Вашей компании в государственных закупках, после этого, уже можно будет больше не беспокоиться.
В каких случаях и по каким вопросам имеет смысл обратиться к заказчику с запросом о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Любой участник закупки, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений документации о закупке. Законом установлены различные сроки для различных способов определения поставщика...
В каких случаях и по каким вопросам имеет смысл обратиться к заказчику с запросом о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Любой участник закупки, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений документации о закупке. Законом установлены различные сроки для различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение которых с даты поступления запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке.
Чаще всего с запросом о даче разъяснений участники закупок обращаются к Заказчикам в связи с обнаружением в документации о закупке некорректных данных (ошибок). Например, в характеристиках товара зачастую Заказчики указывают недействующие ГОСТы, при том, что по новым нормативам Заказчики не вправе устанавливать требования к характеристиками предмета закупки на основании не действующих технических норм, так же часто описание товара не соответствует действующим техническим нормативам. Нередко в документации о закупке указывают требование о наличии лицензий, сертификатов и прочего для работ, не требующих данных документов, например, не требуется наличие СРО при подрядных работах на сумму менее 3 млн.р. Все это примеры установления Заказчиками незаконных требований в документации о закупке.
Направлением запроса о даче разъяснений так же можно прояснить ситуацию в случаях отсутствия документов в составе документации о закупке. Случаи когда отсутствует техническое задание, проект контракта и т.п. тоже не являются такой уж редкостью.
Законом Заказчику предоставлено право, в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации, принять решение о внесении изменений в документацию. Направление запросов о даче разъяснений - является действенным механизмом для отстаивания участниками закупок своих прав и законных интересов.
Подписание контракта. На что обратить внимание и что следует делать в случае выявления в проекте контракта положений не соответствующих документации о закупке и поданной заявке
По результатам процедур определения победителя в закупке, контракт заключается с победителем или в случаях установленных законом с иным участником закупки, к примеру с участником закупки от которого поступила единственная заявка,...
Подписание контракт. На что обратить внимание и что следует делать в случае выявления в контракте положений не соответствующих документации о закупке и поданной заявке на участие в закупке
По результатам процедур определения победителя в закупке, контракт заключается с победителем или в случаях установленных законом с иным участником закупки, к примеру с участником закупки от которого поступила единственная заявка, и заявка которого признана соответствующей требованиям установленным документацией о закупке. В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протоколов процедур по определению победителя, заказчик размещает в ЕИС и на ЭТП без своей подписи проект контракта, составленного путем включения в проект контракта цены контракта предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в документации о закупке, либо размещает протокол разногласий.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в ЕИС заказчиком, вправе, не более чем один раз в отношении соответствующего контракта, разместить на ЭТП протокол разногласий к проекту контракта. При этом победитель, вправе указывать в протоколе разногласий замечания к проекту контракта, в части выявленных им несоответствий проекта контракта документации о закупке и своей заявке на участие в закупке, с указанием соответствующих (правильных) положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем на ЭТП протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС и на ЭТП доработанный с учетом протокола разногласий проект контракта либо повторно размещает проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя. В течение трех рабочих дней после этого, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный ЭЦП, а также документ и (или) информацию, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени победителя, и предоставления победителем соответствующего обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан разместить в ЕИС и на ЭТП контракт, подписанный ЭЦП со своей стороны. С этого момента контракт считается заключенным.
Действия заказчиков нарушающие права участников закупок. Порядок обжалования.
Пожалуй можно согласиться с тем, что в целом в сфере государственных закупок в последние годы стало на много прозрачнее и объективнее чем было. Однако, фактически с равными условиями участия в закупках все обстоит пока не так хорошо...
Действия заказчиков нарушающие права участников закупок. Порядок обжалования.
Совершенно однозначно можно согласиться с тем, что в целом в сфере государственных закупок в последние годы стало на много прозрачнее и объективнее. Однако, фактически с равными условиями участия в закупках все обстоит пока не так хорошо, как хотелось бы предпринимательскому сообществу, заинтересованному в участии.
В чем это выражается.
В Законе № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупок, несоответствие которым является основанием для «отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или основанием для отказа от заключения контракта с победителем», в случае обнаружения соответствующих несоответствий, в любой момент до заключения контракта. И казалось бы в принципе если компания соответствует этим требованиям то и какие проблемы у нее могут быть, и как ее можно устранить из процесса торгов иначе как предложив цену лучше.
Однако на практике весьма распространены случаи включения Заказчиками в документацию о закупках избыточных требований к участникам закупок, в том числе таких как:
- установление перечня банков, банковские гарантии выданные которыми, признаются приемлемыми для обеспечения заявок и исполнения обязательств по договору;
- установление требований, запрещающих привлечение субподрядчиков или требований, обязывающих согласование субподрядчиков по 223-ФЗ без должного обоснования данного требования;
- включение в документацию необоснованного критерия оценки о наличии определенного опыта работы у участника (например, опыт выполнения работ для конкретной организации),
и т.п.
Так же несмотря на то что Закон № 44-ФЗ в статье 33 устанавливает достаточно подробные и жесткие правила описания Заказчиками объекта закупки в документации о закупке, на практике получили достаточно широкое распространение случаи:
- установления Заказчиками излишних требований к конкретным показателям товаров, в том числе с помощью сложносочиненной инструкции, вводящей участников в заблуждение;
- включение в документацию неизмеряемых требований, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требований, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), в соответствии с "Положением о Федеральной антимонопольной службе" утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
ФАС уполномочена на осуществление контроля за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В целях обеспечения предоставленных контрольных функций ФАС наделена правом выдавать предписания, обязательные для исполнения заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе предписания об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Федеральная антимонопольная служба России является первым государственным органом в который надлежит обращаться с жалобами на действия заказчиков. ФАС оперативно рассматривает поступающие жалобы, практика решений принимаемых ФАС всегда исходит в первую очередь из интересов развития конкуренции, т.е во многом совпадает с интересами поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Способы обеспечения участниками закупок исполнения государственных контрактов и гарантийных обязательств.
Заключая договор, обе стороны хотят быть уверены в том, что партнер выполнит свои обязанности надлежащим образом. Таким образом в праве появились правовые способы, целью которых является побудить каждую из сторон исполнить обязательство надлежащим образом...
Способы обеспечения участниками закупок исполнения государственных контрактов и гарантийных обязательств.
Заключая договор, обе стороны хотят быть уверены, что партнер выполнит свои обязанности надлежащим образом. Таким образом в праве появились правовые способы, целью которых является побудить каждую из сторон исполнить обязательство надлежащим образом, т.е. обеспечить его исполнение. Исполнение обязательств по действующему Гражданскому кодексу может обеспечиваться такими способами как неустойка, залог, удержание вещи, поручительство и другими способами, а том числе предоставлением банковской гарантии.
Федеральный закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков, при осуществлении закупок, устанавливать в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, требование обеспечения исполнения контракта. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться двумя способами - предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям установленным в ст.45 Федерального закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на специальный банковский счет заказчика.
Участник закупки сам выбирает способ обеспечения исполнения контракта и (или) гарантийных обязательств, который он предоставит заказчику. Вместе с тем размер обеспечения исполнения контракта может составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. И исполнение участником закупки обязанности по предоставлению обеспечения в виде внесения денежных средств на банковский счет заказчика может быть вполне затруднительным в связи с необходимостью фактического изъятия на период исполнения контракта значительных денежных средств из хозяйственного оборота компании участвующей в закупке.
В этом смысле более предпочтительным способом исполнения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения контракта является банковская гарантия - по сути финансовая услуга, которую оказывает банк, в виде того что за определенную комиссию выдает письменное поручительство за Вашу компанию перед заказчиком по контракту. Оплата банку комиссии за выданную банковскую гарантию как правило финансово не обременительна, в силу чего банковская гарантия как способ исполнения обязательств по госконтрактам пользуется значительным успехом у участников закупок.
Как получить банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта. Последствия для победителя в случае непредставления, банковской гарантии заказчику.
Процедура рассмотрения в банке вопроса о выдаче банковской гарантии в принципе мало чем отличается от процедуры рассмотрения вопроса о выдаче банковского кредита. Если для банка риск по выданному кредиту состоит в том, что кредит может быть не возвращен...
Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта. Порядок получения банковской гарантии и последствия непредставления победителем банковской гарантии заказчику
Процедура рассмотрения в банке вопроса о выдаче банковской гарантии в принципе мало чем отличается от процедуры рассмотрения вопроса о выдаче банковского кредита. Если для банка риск по выданному кредиту состоит в том, что кредит может быть не возвращен, и это будет нежелательная потеря для банка, то по выданной банковской гарантии риск для банка состоит в том, что участник закупки не исполнит своих обязательств по контракту перед заказчиком и заказчик за возмещением всех убытков причиненных таким неисполнением придет в банк.
Поэтому при рассмотрении вопроса о выдаче Вашей компании банковской гарантии на обеспечение обязательств по государственному контракту, помимо вашего финансового состояния (показателей прибыли, убытков и т.п.) банк будет интересовать так же и наличие у Вашей компании опыта исполнения аналогичных государственных контрактов. Дело в том что банки оценивают своих клиентов по этим показателям по принципу рейтинга - чем выше будет рейтинг присвоенный банком Вашей компании в ходе проверки, тем выше уровень качества Вашей компании для банка. Чем ниже качество Вашей компании как клиента для банка, тем дороже Вам обойдется стоимость банковского продукта. При чем размер комиссии по сравнению со стандартными комиссиями, для Вашей компании может быть выше в несколько раз.
В том случае если этот самый расчетный уровень качества Вашей компании, не будет дотягивать до минимального уровня, получить банковскую гарантию на обеспечение обязательств по соответствующему государственному контракту для Вашей компании будет невозможно.
Контракт заключается после предоставления обеспечения исполнения контракта участником закупки признанным победителем. В случае не предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов включается в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), после чего дальнейшее участие в закупках для Вашей компании потеряет всякий смысл.
Для того чтобы участие в закупках не закончилось для Вашей компании таким печальным образом, необходимо до участия в закупке квалифицированно просчитать максимально возможный размер банковской гарантии на получение которого может претендовать Ваша компания исходя из ее текущих финансовых показателей и имеющегося опыта исполнения госконтрактов.
Конечно существует проблема получения банковских гарантий компаниями не имеющими опыта исполнения государственных контрактов. Но во-первых банковская гарантия не единственный способ обеспечения исполнения контракта участником закупок, обеспечение может быть предоставлено путем внесения денежных средств на банковский счет заказчика.
А во-вторых, у банков есть экспресс-программы по выдаче банковских гарантий, решение о выдаче банковских гарантий по которым банк принимает в упрощенном порядке с минимумом запрашиваемых документов. Суммы выдаваемых гарантий по таким программам не большие, но вполне достаточные для того, чтобы за год-полтора Ваша компания смогла наработать опыт для получения банковских гарантий на суммы уже выше среднего уровня.